Вступление к практике
При проведении дыхательных упражнений необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют как маленького ребенка, так и больного человека, быстро вызывают головокружение.
Поэтому этап дыхательной гимнастики, независимо от того, подается это в виде игры или одного из этапов занятия, необходимо ограничивать его по времени (можно использовать песочные часы) и/или чередовать дыхательную с другими упражнениями.
Часто дыхательную гимнастику логопеды предлагают в виде игры.
Игра – это замечательно.
Однако, во-первых, услуги логопедов, почти всегда платные, и родители платят логопедам за уроки развития речи у детей, а не аниматорам, за то, чтобы те поиграли с их детьми.
Во – вторых, дыхательная гимнастика – это, прежде всего, формирование нейромышечных навыков, которые в результате заболевания или травмы или не сформировались, или утратились, поэтому, если практика подается в виде игры, необходимо понимать, что цель – именно формирование дыхательного паттерна, а не веселое развлечение и увлекательное времяпрепровождение. То есть даже во время игры следить за правильным положением головы и гортани.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
- Проветренное помещение и приток свежего воздуха.
- Гимнастика проводится натощак или спустя некоторое время после еды.
- Свободная одежда.
- Свободная поза с опорой для спины, и свободной грудью.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у тренирующихся не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Все упражнения выполнять медленно, после 2-3 упражнений отдых, восстановление привычного дыхания.
Важность исходного положения
Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя. Если человеку трудно сидеть, то положение полусидя, но не с согнутой шеей, обязательно надо убедиться, что шея и грудной отдел позвоночника находятся на одной оси.
Каждое упражнение повторяем 3-4 раза.
1 комплекс.
Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя.
1) Вдох и выдох через нос;
2) Вдох через нос, выдох через рот;
3) Вдох через рот, выдох через нос;
4) Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
5) Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
6) Вдох через нос, медленный удлиненный выдох через нос с более резким усилением давления воздуха в конце;
7) Вдох через нос, выдох через сжатые губы;
8) Вдох через нос, выдох через нос толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание.
9) Открыть рот и дышать прерывисто, как «собачка».
10) Вдох носом: задержать дыхание, рот открыть и закрыть, выдох носом.
11) Высунуть широкий язык, «обнять» верхнюю губу, подуть на нос, как бы сдуть ватку с носа.
12) Открыть рот и дышать носом.
На видео упражнения демонстрирует тренер-эстетист и логопед Элина Михайлова