Дыхательные упражнения для нёбно–глоточной недостаточности. Комплекс 3 по А.С. Балакиревой.

Дыхание

Вступление к практике

При проведении дыхательных упражнений необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют как маленького ребенка, так и больного человека, быстро вызывают головокружение.

Поэтому этап дыхательной гимнастики, независимо от того, подается это в виде игры или одного из этапов занятия, необходимо ограничивать его по времени (можно использовать песочные часы) и/или

чередовать дыхательную с другими упражнениями.

Часто дыхательную гимнастику логопеды предлагают в виде игры.

Игра – это замечательно.

Однако, во-первых, услуги логопедов, почти всегда платные, и родители платят логопедам за уроки развития речи у детей, а не аниматорам, за то, чтобы те поиграли с их детьми.

Во – вторых, дыхательная гимнастика – это, прежде всего, формирование нейромышечных навыков, которые в результате заболевания или травмы или не сформировались, или утратились, поэтому, если практика подается в виде игры, необходимо понимать, что цель – именно формирование дыхательного паттерна, а не веселое развлечение и увлекательное времяпрепровождение.  То есть даже во время игры следить за правильным положением головы и гортани.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  1. Проветренное помещение и приток свежего воздуха.
  2. Гимнастика проводится натощак или спустя некоторое время после еды.
  3. Свободная одежда.
  4. Свободная поза с опорой для спины, и свободной грудью.
  5. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у тренирующихся не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
  6. Все упражнения выполнять медленно, после 2-3 упражнений отдых, восстановление привычного дыхания.

Важность исходного положения

Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя. Если человеку трудно сидеть, то положение полусидя, но не с согнутой шеей, обязательно надо убедиться, что шея и грудной отдел позвоночника находятся на одной оси.

Каждое упражнение повторяем 3-4 раза.

 

3 комплекс. Автор – А.С. Балакирева.

 

1 — ПОСТАНОВКА НИЖНЕРЕБЕРНОГО ДЫХАНИЯ.

Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.

  1. Вдох животом. Пауза, словно нюхаем цветок, 1 сек. Выдох. – 4 раза.
  2. Вдох и выдох левой ноздрей – 5 раза, вдох и выдох правой ноздрей 4 раза.
  3. Сделать короткий вдох носом, на выдохе протяжно произнести:  сначала М, потом Н, и затем Л.

   2 — ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОТОВОГО И НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.

Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.

  1. Сделать вдох через нос, выдох через рот. Повторить 5 раз.
  2. Сделать вдох через рот, выдох через нос. Повторить 5 раз.

 3 — ФОРМИРОВАНИЕ РОТОВОГО ВЫДОХА

(Не путать с глоточным выдохом теплой, рассеянной воздушной струей, как при согревании рук). Правильный ротовой выдох — это прохладная, направленная воздушная струя, как будто мы дуем на горячее.

Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.

  1. Сделать вдох через нос, выдыхать через рот прохладным воздухом, как будто дуя на свечу. Повторить 5 раз.
  2. «Футбол» — сделать неглубокий вдох носом, дуть направленной воздушной ротовой струей на комочек салфетки или ваты (на ладони или на столе) — «мячик», загоняя его в ворота. Повторить 5 раз.
  3. «Ветер» — сделать неглубокий вдох носом, дуть на бумажную или нетканую салфетку,

(если мы занимаемся с детьми, можно дуть на самолетики, листики, привязанные к планке цветными нитями).

Выдох должен быть длинным и плавным. Повторить до 5 раз.

  1. «Пузыри». Дутье в стакан воды через трубочку.

Сделать неглубокий вдох носом, выдыхать воздух ртом, через трубочку плавно и медленно, заставляя бурлить воду в стакане.

Начинаем с 1 минуты. (показать секунд 20, я смонтирую минуту)

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать щеки (они не должны надуваться), лоб (он не должен морщиться). Если закружилась голова, делаем паузу.

     4 – ФОРМИРОВАНИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА

Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.

10. На ВДОХЕ произносить звуки:

10-1 – А.

10-2 – О.

10-3 — У.

(то есть всего 3 повтора. Этого достаточно, т.к. происходит гипервентиляция легких. и упражнение рекомендуют фониатры, и оно было  в старом варианте дыхания по Стрельниковой).

11. Шумный вдох и выдох

11-1. Шумный вдох со звуком А, выдох со звуком М.
11-2. Шумный вдох со звуком О, выдох со звуком Н,
11-3. Шумный вдох  со звуком У, ВЫДОХ со звуком Л.

12. Слитный выдох.

Набрать воздух и слитно произносить последовательность звуков АМ-АМ-АМ, остатки воздуха выдохнуть.
Набрать воздух  и произносить последовательность звуков АН-АН-АН, остатки воздуха выдохнуть.
Набрать воздух животом и произносить последовательность звуков АЛ-АЛ-АЛ, остатки воздуха выдохнуть.

На видео упражнения демонстрирует тренер-эстетист и логопед Элина Михайлова

Оцените статью