- Вступление к практике
- Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
- Важность исходного положения
- 3 комплекс. Автор – А.С. Балакирева.
- 1 — ПОСТАНОВКА НИЖНЕРЕБЕРНОГО ДЫХАНИЯ.
- 2 — ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОТОВОГО И НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.
- 3 — ФОРМИРОВАНИЕ РОТОВОГО ВЫДОХА
- 4 – ФОРМИРОВАНИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА
- 10. На ВДОХЕ произносить звуки:
- 11. Шумный вдох и выдох
- 12. Слитный выдох.
Вступление к практике
При проведении дыхательных упражнений необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют как маленького ребенка, так и больного человека, быстро вызывают головокружение.
Поэтому этап дыхательной гимнастики, независимо от того, подается это в виде игры или одного из этапов занятия, необходимо ограничивать его по времени (можно использовать песочные часы) и/или
чередовать дыхательную с другими упражнениями.
Часто дыхательную гимнастику логопеды предлагают в виде игры.
Игра – это замечательно.
Однако, во-первых, услуги логопедов, почти всегда платные, и родители платят логопедам за уроки развития речи у детей, а не аниматорам, за то, чтобы те поиграли с их детьми.
Во – вторых, дыхательная гимнастика – это, прежде всего, формирование нейромышечных навыков, которые в результате заболевания или травмы или не сформировались, или утратились, поэтому, если практика подается в виде игры, необходимо понимать, что цель – именно формирование дыхательного паттерна, а не веселое развлечение и увлекательное времяпрепровождение. То есть даже во время игры следить за правильным положением головы и гортани.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
- Проветренное помещение и приток свежего воздуха.
- Гимнастика проводится натощак или спустя некоторое время после еды.
- Свободная одежда.
- Свободная поза с опорой для спины, и свободной грудью.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у тренирующихся не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Все упражнения выполнять медленно, после 2-3 упражнений отдых, восстановление привычного дыхания.
Важность исходного положения
Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя. Если человеку трудно сидеть, то положение полусидя, но не с согнутой шеей, обязательно надо убедиться, что шея и грудной отдел позвоночника находятся на одной оси.
Каждое упражнение повторяем 3-4 раза.
3 комплекс. Автор – А.С. Балакирева.
1 — ПОСТАНОВКА НИЖНЕРЕБЕРНОГО ДЫХАНИЯ.
Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.
- Вдох животом. Пауза, словно нюхаем цветок, 1 сек. Выдох. – 4 раза.
- Вдох и выдох левой ноздрей – 5 раза, вдох и выдох правой ноздрей 4 раза.
- Сделать короткий вдох носом, на выдохе протяжно произнести: сначала М, потом Н, и затем Л.
2 — ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОТОВОГО И НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.
Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.
- Сделать вдох через нос, выдох через рот. Повторить 5 раз.
- Сделать вдох через рот, выдох через нос. Повторить 5 раз.
3 — ФОРМИРОВАНИЕ РОТОВОГО ВЫДОХА
(Не путать с глоточным выдохом теплой, рассеянной воздушной струей, как при согревании рук). Правильный ротовой выдох — это прохладная, направленная воздушная струя, как будто мы дуем на горячее.
Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.
- Сделать вдох через нос, выдыхать через рот прохладным воздухом, как будто дуя на свечу. Повторить 5 раз.
- «Футбол» — сделать неглубокий вдох носом, дуть направленной воздушной ротовой струей на комочек салфетки или ваты (на ладони или на столе) — «мячик», загоняя его в ворота. Повторить 5 раз.
- «Ветер» — сделать неглубокий вдох носом, дуть на бумажную или нетканую салфетку,
(если мы занимаемся с детьми, можно дуть на самолетики, листики, привязанные к планке цветными нитями).
Выдох должен быть длинным и плавным. Повторить до 5 раз.
- «Пузыри». Дутье в стакан воды через трубочку.
Сделать неглубокий вдох носом, выдыхать воздух ртом, через трубочку плавно и медленно, заставляя бурлить воду в стакане.
Начинаем с 1 минуты. (показать секунд 20, я смонтирую минуту)
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать щеки (они не должны надуваться), лоб (он не должен морщиться). Если закружилась голова, делаем паузу.
4 – ФОРМИРОВАНИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА
Дышим медленно, чтобы не кружилась голова.
10. На ВДОХЕ произносить звуки:
10-1 – А.
10-2 – О.
10-3 — У.
(то есть всего 3 повтора. Этого достаточно, т.к. происходит гипервентиляция легких. и упражнение рекомендуют фониатры, и оно было в старом варианте дыхания по Стрельниковой).
11. Шумный вдох и выдох
11-1. Шумный вдох со звуком А, выдох со звуком М.
11-2. Шумный вдох со звуком О, выдох со звуком Н,
11-3. Шумный вдох со звуком У, ВЫДОХ со звуком Л.
12. Слитный выдох.
Набрать воздух и слитно произносить последовательность звуков АМ-АМ-АМ, остатки воздуха выдохнуть.
Набрать воздух и произносить последовательность звуков АН-АН-АН, остатки воздуха выдохнуть.
Набрать воздух животом и произносить последовательность звуков АЛ-АЛ-АЛ, остатки воздуха выдохнуть.
На видео упражнения демонстрирует тренер-эстетист и логопед Элина Михайлова